ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.
Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗЕ «Я»
У ребенка 5-6 лет начинают появляться представления о собственных желательных и нежелательных чертах и особенностях, представления о том, кем и каким он не хотел бы быть.
Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей.
Источник отношения ребенка к себе – это оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Самооценка становится дифференцированной, доступна самокритичность, самооценка не завышена, то есть адекватна.
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:
- развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
- накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
- развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
- интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.
ВЗРОСЛЫЕ
Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.
Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков.
Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е. с друзьями.
ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ –
КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?
При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.
Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того как именно устроен противоположный пол, т.е. детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками. Данный интерес является исключительно исследовательским и исключительно нормален для детей данной возрастной группы.
Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола. Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или быть может он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее воспринял ребенок?
Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов – переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕТРОСПЕКТИВНОГО ВИДЕНИЯ
Также дети данного возраста могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» В этом возрасте появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.
В этом же возрасте возникает осознанный страх смерти. Взрослым, на вопросы о смерти, отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения.
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.
Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.
СЕНСОРИКА И ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине/форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета и оттенки.
Динамично развивается образное мышление:
- Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
- Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития, увеличение/уменьшение).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ И КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.
Процесс конструирования значительно усложняется:
- Деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.
- Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
- В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия.
- Создание построек приобретает совместный характер.
РЕЧЬ И ВООБРАЖЕНИЕ
Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую — улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).
Развивается:
- Грамматический строй.
- Связность речи.
- Фонематический слух.
- Интонационная выразительность.
- Эмоциональная составляющая.
Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текста, обогащается лексика посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- Определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз).
- Производить счет в пределах 10.
- Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?».
- Называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал.
- Производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части.
РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО

- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
- Поощрять самостоятельность ребенка, снижая контроль и опеку за ним. Уважать фантазии ребенка и поддерживать его стремление самовыражаться.
- Внимательно относиться к его желаниям, умея вовремя пресекать вредные из них.
- Поощрять его желание общаться со сверстниками, а также обеспечивать встречи с близкими и родными.
- Отвечать на вопросы ребенка, даже если некоторые из них «неудобные».
- Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом.
- Помогать возобладать над страхами, выслушивать ребенка, поддерживать его.